Василий Кузьмин: Грудинка с душком

На недавнем съезде КПРФ произошла своего рода сенсация. Очевидный и традиционный кандидат Зюганов неожиданно уступил свое место гораздо менее известному кандидату Грудинину. Вроде уже и ЦК рекомендовал вождя выдвинуть, но расклад неожиданно поменялся.

 Понятно, что в большой политике подобных детских неожиданностей не бывает. Слухи о выдвижении подмосковного бизнесмена циркулировали уже порядка месяца. Да и раньше, накануне выборов периодически проскакивала информация о неких «новых лицах» и «свежих кандидатах», которые каждый раз неизбежно материализовались в виде томатной физиономии Геннадия Андреевича. Сейчас ему на смену пришел клубничный король. Who is вы, Павел Николаевич Грудинин?

Директор подмосковного Совхоза имени Ленина – так обычно презентуют его в прессе. Правда, обычно забывают, что перед экзотично звучащим Совхозом стоит приставка ЗАО. Такой оксюморон выходит – капиталистическое социалистическое предприятие. По логичности это примерно как «соленый сахар» или «гомосексуал – натурал». К слову, основную прибыль крепкий хозяйственник получает все же не столько от сельского хозяйства, сколько от сдачи территории в аренду. Самой землей Грудинин завладел в девяностые, детальной информации об этом нет. Но дух времени и свидетельства земляков наталкивают на довольно логичные выводы. Правда, в отличии от многих поднявшихся в те лихие годы, Грудинин всегда вел довольно скромный образ жизни. В вычурных кутежах не замечен, яхт и островов не покупал. Все в дом, все в дом, как говорится.

Помимо управления своим мини-государством, есть у нашего героя и еще одна страсть. Любит он публичную политику и партии. Начинал карьеру ни где-нибудь, а … в «Единой России». Даже был доверенным лицом Путина в 2000 году. Правда, спустя десять лет что-то пошло не так. Его не выдвинули на пост главы Ленинского района, посему Павел Николаевич обиделся и из партии вышел. Попробовал пойти в ЛДПР (по слухам, еще и вместе с работниками «совхоза»), но не срослось. В итоге притопал в КПРФ, хотя и не вступил, оставаясь сторонником.

Придерживается ли капиталист Грудинин коммунистических взглядов? Скажем так, ему не чужд определенный фетишизм на советскую тему, на уровне любви к памятникам Ильичу. Та самая ностальгия, которая прорывается из напившегося мужчины лет 50, который вспоминает, как был октябренком. И которую умеет конвертировать в электоральном плане КПРФ. Любит покостерить чиновников, коррупционеров и прочих плохих бояр, на царя при этом никогда не замахиваясь. Симпатизирует  некому «европейскому социализму как в Швеции или Германии» по собственным словам, по факту – выступает за увеличение социальной ответственности государства. Нельзя сказать, что идейно как-то превосходит того же Зюганова.

Впрочем, есть еще штрих к политическому портрету. В 2011 будущий кандидат в президенты был вынужден пропустить выборы в областную думу по довольно интересной причине. В его интервью журналу «Русский репортер» были обнаружены признаки экстремизма по национальному признаку. Позже дело замяли, но высказывания про нехороших черненьких детишек-то остались. Национализм бытового толка нетрудно заретушировать под маской «лево-патриотических сил». Но суть никуда не денется. И когда левые из более радикальных высказываются в поддержку Грудинина, об этом факторе надо помнить. Как говорится, любишь кота – люби и лоток за ним убирать. Левые вообще-то интернационалисты по определению. Ну это так, если кто забыл.

Что же нам остается? Согласиться с тем, что бывают плохие буржуи, а бывают хорошие? Закрыть глаза на годы исправного служения единороссам?  Признать, что Грудинин – это действительно единственный кандидат от левых сил, которого мы заслужили?  И не поддержав его, мы автоматически поддержим Путина или либералов?

Конечно же, нет. Для начала надо четко понять, что новизна и свежесть Грудинина относительна и по сути сводится к недостаточной известности в широких кругах. Главное и единственное преимущество перед Зюгановым – отсутствие отрицательного рейтинга на предыдущих президентских выборах. А так перед нами вновь державно-патриотический возрастной дядька, при необходимости надевающий значок с Лениным. Его выдвижение – это такой же пиар-ход, как и появление среди кандидатов одиозной и заведомо непроходной Собчак. Интерес к выборам находится на крайне низком и опасном для власти уровне. Поэтому любые элементы шоу сгодятся. Роль грустных нафталиновых клоунов из музея древности в этот раз отдана Явлинскому и Жириновскому. Зюганов уходит в небытие? И да, и нет. Кандидатом он не будет, а вот начальником штаба Грудинина станет. Надо думать, у него есть вагон и маленькая тележка радикальных, креативных и эффективных решений. Самых лучших.  Как и во все прошлые электоральные циклы.

Положа руку на сердце, есть ли хоть какие-то шансы у нового кандидата от КПРФ? Перебить рейтинг Путина невозможно, они находятся в разных весовых категориях Побороться за пресловутый второй тур? Скажем так, это будет целиком зависеть от волшебного Центризбиркома. Если власть захочет показать народу спектакль с интригой, может быть и второй тур. Но в предрешенности его, думаю, не будет сомневаться никто. Вообще, эта «борьба за второй тур» кажется каким-то странным и половинчатым делом. Все равно, что пойти в магазин за продуктами, посмотреть на товары и вернуться домой ни с чем. Все-таки олимпийский принцип «главное не победа, а участие» на выборах не работает. Точнее работает, но сами понимаете, на кого. Да и был у КПРФ уже второй тур на президентских выборах. В 1996 году, помните? И не только второй тур, а победа. Которую безвольно отдали полумертвому ледовласому любителю тенниса.

Был у КПРФ и второй шанс, уже в 2012 году. В той ситуации их отказ от депутатских мандатов удвоил бы силы оппозиции и придал протесту гораздо большую легитимность. Вышедший на улицы электорат КПРФ легко бы отодвинул с переднего плана непопулярных в народе либералов, а повестка стала бы более социальной и острой. Но история не терпит сослагательного наклонения. Тогда в морозный зимний день несколько десятков левых активистов надрывали глотки на КПРФном митинге на Манежной. «Сдай мандат!» —  скандировали мы, пытаясь заглушить выступающих новоизбранных депутатов. Понятно, что не сдали. Печально, что некоторые из скандировавших сегодня перешли на другую сторону.

У нас нет цели вести кампанию против Грудинина. Его нельзя признать ни левым, ни протестным кандидатом. Далее развивать дискуссию об одном из механических зайцев на бегах борзых смысла нет. Как писал Хармс, «уж лучше мы о нем не будем говорить».

Объективно шансов на победу нет и быть не может не только у сомнительного красного капиталиста, но и у самого правильного и идеологически верного рабочего. Потому, что сегодня побеждают те, кто устраивают соревнования. Нет смысла садиться играть с шулерами.

Сегодня важно понять другое. Нам не нужен Грудинин. Нам не нужен Путин. Нам не нужен Навальный. Нам не нужен ни один из них. Нам не нужна сама средневековая единоличная форма правления, этот неэффективный атавизм. Мы выступаем за коллективное самоуправление, прогресс нам в помощь. Нам не нужна диктатура. Нам не нужен президент. В принципе.