Белла Кропоткина: Семья. История. Критика. Надежды

Семья… Как много значит это слово для большинства из нас. Действительно, для многих и многих людей воспоминания детства — самые яркие и чистые, а период детства — наиболее счастливая пора жизни. Но семья очень важна не только для отдельного человека, она играет огромную роль и в жизни общества в целом.

Действительно, её значение огромно: именно там человек не только рождается, но и социализируется, то есть усваивает нормы и правила общества, жизнь в котором ему предстоит, а также получает разнообразные навыки, знания, приобщается к культуре. Семья формирует у юного человека моральные ценности, мировоззрение в целом.

Каков же современный идеал семьи в наиболее прогрессивных странах мира ? Картина выглядит примерно так: все члены семьи равны между собой, уважают личную жизнь друг друга, проводят вместе много времени, все конфликты решаются мирным путем, без какого бы то ни было насилия — психологического, или, ни в коем случае, физического, сообща решают важные вопросы и мнение каждого учитывается. Да, пожалуй, можно сказать, что жить в такой семье — одно удовольствие. Но вот в чем вопрос: будет ли когда — нибудь такое равенство и взаимоуважение в семьях по всему миру? К сожалению, даже в наиболее развитых странах многие семьи все еще можно назвать неблагополучными, они все еще далеки от вышеописанного идеала. А как же обстоят дела в странах с более традиционным укладом жизни: в странах Африки, Азии, Арабского мира и т.д? Если в развитых странах к идеалу хотя бы ПЫТАЮТСЯ стремиться, то тут об этом пока даже речи быть не может. Местные жители единственно возможным вариантом семьи видят семью традиционную, то есть патриархальную, в которой все вопросы решает глава семьи, а мнение остальных ее членов учитывается мало, а чаще не учитывается совсем, где младшие находятся в практически полной зависимости от старших, а женщина практически бесправна и беспрекословно подчиняется мужчине: сначала отцу, затем мужу. К сожалению, даже в более развитых странах, например, в России, некоторые люди тоже считают патриархальную семью правильной. Конечно, у нас таких людей куда меньше, но они есть. Такие люди — жертвы стереотипов, предрассудков, они считают, что раз патриархальная семья существовала такое огромное количество времени, то и менять ничего не нужно — ишь, равноправия им захотелось, личных свобод! Наверняка у вас есть такие » прогрессивные » родственники или знакомые, которые утверждают, что прислушиваться нужно только к мнению старших по возрасту мужчин, а молодежь и женщины всех возрастов ничего из себя не представляют. Грустно и больно осознавать, что такие люди еще есть, и они среди нас. Нам остается лишь утешать себя мыслью, что в будущем не останется людей, мыслящих подобным образом. Но почему же люди все еще говорят такие вещи? Почему, например, какой — нибудь гражданин А считает, что если он — старший по возрасту мужчина в доме, то он имеет право распоряжаться всем и только его голос имеет значение? Почему он говорит фразы типа: » Слово мужчины — закон», » Место женщины на кухне», » Я старше, а значит, умнее?» Чтобы понять это, обратимся к истории Семьи.

  • Для человеческого общества на ранних стадиях развития характерно отсутствие каких — либо ограничений половых отношений. Люди, принадлежавшие одному роду, вели совершенно беспорядочную половую жизнь, поэтому невозможно было установить личность отца рожденных детей. Это означает, что происхождение человека определялось только по женской линии. Такая форма отношений, называется эндогамией — никем и ничем не ограниченные половые связи внутри группы, рода.

    Однако такой вид отношений имел много минусов: внутри группы происходили постоянные конфликты на сексуальной почве, что приводило к дезорганизации, отсутствию единства в действиях членов рода. Кроме того, от кровосмешения часто рождались неполноценные и нежизнеспособные дети. Все это сильно тормозило развитие социальных отношений, делало членов рода более уязвимыми для врагов, мешало нормальной деятельности.

    Поэтому появляется первое сексуальное «табу» — запрет половых связей внутри рода, кровосмешения. Возникает групповой брак: мужчины одного рода являются коллективными супругами для женщин из другого рода. Такое явление называется экзогамией, то есть фактически это запрет на половые связи внутри рода. Такие «реформы» принесли положительные результаты: во — первых, благодаря запрету на кровосмешение стали рождаться более здоровые дети, а во — вторых начали устанавливаться социальные контакты между людьми, принадлежащими разным родам. Таким образом, можно сказать, что экзогамия — первая форма социального регулирования межполовых отношений.

    С течением времени, развитие общества привело к замене группового брака на парный, то есть один мужчина теперь сожительствовал с одной женщиной. При этом от женщины требовалось строжайшее соблюдение супружеской верности. Тем не менее, брак все еще мог быть легко расторгнут любой из сторон, а дети принадлежали матери.

    В бронзовом и железном веке в связи с появлением земледелия семейная пара уже могла самостоятельно, отдельно от рода растить потомство. Мужчина постепенно становится главной фигурой в производстве материальных благ, на нем лежит практически вся ответственность за наследство и судьбу детей. Теперь половые отношения регулируются не только социально, но и экономически: частная собственность утверждает господство взрослого мужчины в семье. Матриархальные отношения полностью заменяются на патриархальные: род ведется теперь по отцовской, а не материнской линии, мужчина играет главную роль в семейной и общественной жизни. Таким образом, моногамная семья появляется чисто из-за экономических причин, а не из-за моральных принципов, нравственности или чего-то еще.

    Семейная жизнь эпохи феодализма напоминает феодально-крепостнические отношения того времени, то есть отношения между господином и слугой. Брак в феодальном обществе был практически нерасторжимым, так как установился обязательный для всех церковный брак, то есть союз мужчины и женщины мог быть как заключен, так и расторгнут лишь Церковью, а Церковь практически никогда не давала согласия на развод. Христианская мораль еще сильнее привязывает жену к мужу.

    Но наряду с моногамными связями во многих обществах существовала и полигамия, то есть многобрачие. Полигамия имеет две формы: полиандрия (многомужество) и полигиния (многоженство). Если говорить о полиандрии, то встречалась она довольно-таки редко. Например, в XIX веке она еще бытовало у жителей Алеутских островов и некоторых групп эскимосов. Еще позднее она сохранилась у некоторых народов Тибета и Индостана. Полигиния же — куда более распространенная форма полигамии, которая относительно широко распространена и в наше время, например, у некоторых мусульманских народов Востока, где один мужчина может иметь до четырех жен.

    Тем не менее, рассматривая многоженство и многомужество, Ф. Энгельс подчеркивает, что эти две формы брака только исключением из правил, «продуктом роскоши». Энгельс считал, что периоду дикости соответствует групповой брак, при этом происходит непрерывное сужение лиц, имеющих право на сексуальные контакты; варварству — парный брак, периоду цивилизованности — моногамия. Моногамия отличается от парного брака большей прочностью семейных уз, которые уже не могут быть легко расторгнуты. Кроме того, при моногамии право на развод имеет только мужчина. По Энгельсу, моногамия — первый тип семьи, в основе которой лежали не естественные, а экономические предпосылки. Господство мужа в семье, рождение детей от достоверно известного отца и передача им наследства — вод единственные цени пожизненного единобрачия.

    Моногамия есть порабощение одного пола другим, провозглашение противоречий между мужчиной и женщиной. Энгельс видел в такой семье классовое общество в миниатюре, где один класс (мужчина) угнетает и эксплуатирует другой (женщину). Он утверждал, что брак исторически был первой формой классового общества, где благосостояние одной группы зиждется на подчиненном, угнетенном положении другой. Мотив мужского доминирования — экономическая эксплуатация женщин.

    Поскольку моногамию вызвало к жизни появление частной собственности, основная ее функция- охрана семейного богатства. С начала ее возникновения отсутствует свобода вступления в браки выбора супруга. Браки заключались общиной либо родственниками вступающих в брак сторон. Решающую роль при выборе партнера играли интересы дома, а не возвышенные чувства. Моногамия в течение долгого времени существует в патриархальной форме при абсолютном господстве хозяина, отца, мужа над женой и детьми.

    Однако в течение XX века постепенно происходит переход от патриархального семейного устройства к эгалитарному, демократическому.Жесткая, авторитарная структура семьи, основанная на власти отца, начинает сменяться демократическими отношениями между супругами, родителями и детьми. В цивилизованных странах мира самым распространенным типом семьи стала нуклеарная семья, состоящая из одной брачной пары.

    Развитие такого типа семейных отношений ведет к постепенному разрушению патриархальных устоев. Например, раньше внебрачные отношения были под запретом, особенно для женщины. Теперь же в развитых странах мира люди, ведущие половую жизнь, не состоя в браке, не подвергаются никаким санкциям, кроме, пожалуй, в некоторых случаях общественного осуждения. Однако это всего лишь остатки предрассудков, и когда-нибудь исчезнут и они. Кроме того, в наше время в развитых странах легко можно добиться развода, то есть люди могут без проблем вступать в повторные браки. В общем, если говорить коротко, происходит постоянная демократизация семейных отношений.

    К сожалению, подобным образом дела обстоят пока лишь в небольшой части стран, то есть в наиболее развитых. Как было сказано, в большинстве стран мира все еще господствует патриархат. Тем не менее, общество медленно, но верно движется к эгалитарному типу семьи. Пусть это займет еще не одну сотню лет, но рано или поздно с патриархатом будет покончено во всем мире.

Когда-нибудь канут в Лету неравенство членов семьи, авторитаризм и традиционализм, а также брак по расчету. Да и вообще любой брак рано или поздно изживет себя: он будет просто не нужен, ведь частная собственность пропадет. Любящие друг друга люди будут жить вместе, не заключая никаких «торговых сделок», не проводя глупых и бесполезных церемоний. Они будут сообща растить своих детей, внося одинаковую лепту в их образование и воспитание.

*Очерк автора может не совпадать с мнением редакции или отдельных представителей редакции