Алексей Цветков: Марксистская теория культуры и кино. Часть 5.

Текстовая версия лекции

5

Я мог бы до бесконечности перечислять страны и режиссеров, но я просто назову наугад несколько кассовых жанровых фильмов с очевидным марксистским нарративом: «Два дня, одна ночь» Дарденнов – драма о классовой солидарности, девушку уволили, зато всем оставшимся повысят зарплату, за ночь она должна убедить всех, с кем она работает, отказаться от денег и проявить солидарность. Приз в Каннах в 2014.

«Закон рынка» режиссера Бризе – безработный становится охранником в супермаркете и сталкивается со сложной моральной дилеммой – должен ли он действительно ловить всех воров, ко многим из которых он испытывает сочувствие как к социально близким или хотя бы иногда он должен делать вид, что ничего не заметил, подвергая себя тем самым риску увольнения. Этот фильм получил свою ветвь в Каннах в 2015.

Из совсем жанрового и массового. Фильм «Время» о том, как рабочее время, присваиваемое точно по Марксу, становится условием непосредственного выживания, превращается в ритм самой нашей жизни. Классовая система в этом фантастическом боевике об обреченности капитализма очень утрирована.

«Элизиум» — кино об окончательном обособлении правящего класса и рабочем, который кладет этому обособлению конец, потому что ему уже нечего терять.

«Суррогаты» — о попытке заменить весь переменный капитал (т.е. людей) постоянным капиталом (т.е. машинами) и почему это невозможно. Строго по Марксу и его политэкономии. Все люди становятся буржуазией, максимально дистанцированной от своих человекообразных «средств производства», проживающих вместо своих господ всю жизнь целиком. Т.е. «производство» понято тут предельно широко, как у Паоло Вирно и Тони Негри.

«Сквозь снег» — модель классового общества, которое вынуждено выбирать между революцией и апокалипсисом, одну из самых интересных ролей играет Тильда Суинтон, убежденная коммунистка, которая примерно так и говорила об этом фильме «Я играла там Маргарет Тэтчер, неолиберальную суку».

Я знаю, что «Сквозь снег» — хорошее жанровое кино, «Элизиум» — среднее, а «Суррогаты» и «Время» — очень слабое, но для нас сейчас это не важно. Нам просто нужны доказательства того, что марксистский нарратив никуда из кино не делся. Хотя бы потому что марксизм чрезвычайно драматургичен сразу на двух уровнях. С одной стороны это классовая борьба и борьба внутри классов, а с другой – диалектика как метод рассмотрения, который ищет движущее противоречие внутри всего и позволяет самому кино бесконечно ставить себя под сомнение, проблематизировать, саморазоблачать, но это скорее уже имеет отношение к драматургии формы.

А с формой всё несколько сложнее. Конечно, некой единой марксистской теории киноформы создано не было и не могло быть создано. Потому что с одной стороны у нас есть Брехт – Клюге – Штрауб, с другой – сюрреалисты, с третьей – Годар и много кто ещё.

Тип монтажа? Работа с фактом? Степень захваченности зрителя зрелищем или, наоборот, удовольствие от рефлексии – каждый левый режиссер это решал по-разному. Да, если вы хотите снять марксистский фильм, нужно всё прочитать – посмотреть и потом всё равно сделать интуитивно, как бог на душу положит, никто не отменял интуиции и вдохновения, не вся художественная работа контролируется разумом, возможно, даже, что самая важная часть этой работы должна происходить за пределами этого рационального контроля и переживаться и автором и зрителем как озарение, в котором нам явлен диалектический парадокс сознания и бытия.

Но и тут, на уровне формы, марксистская теория продолжает вдохновлять молодых режиссеров. Приведу только один пример – «Самокритика буржуазного пса» молодого немецкого режиссера Юлиана Радльмаера. Это попытка снять успешную марксистскую комедию, марксистскую и по форме и по содержанию. С явным учетом Брехта с одной стороны и Бунюэля с другой. Радльмаер – такой режиссер из поколения хипстеров, ему сейчас 33. «Самокритика» — вышла в 2016-ом году. Предыдущий его фильм назывался «Зимняя сказка пролетариата» — очень смешное кино о классовых отношениях тех, кто устраивает рождественскую вечеринку и тех, кто, собственно на ней пирует. А самый первый его фильм назывался «Призрак бродит по Европе», он самый экспериментальный по форме.

Сама проблема отношений между формой и содержанием в марксистском кино остроумно поставлена у Брюса ля Брюса, он снимает фильмы для взрослых, это порно-режиссер, и в его «Малиновом рейхе» и других похожих фильмах герои в сексуальных сценах говорят лозунгами из левацких манифестов, о классовом подавлении, отчуждении, революционной организации и таком прочем.