С кем бы из исторических деятелей вы хотели бы встретиться лично? Вы представляете, преодолеть временные барьеры, и вести беседу, как со своим современником? Мой собственный список таких героев прошлого весьма длинный, должен признаться. Далеко не последнее место в нем занимает индийский революционер Бхагат Сингх. Почему я вспомнил именно его?…
Причина следующая: Бхагат Сингх был казнен англичанами 23 марта 1931 в городе Лахор на территории нынешнего Пакистана, который входил в начале прошлого столетия в состав Британской Индии. Два дня назад этому трагическому событию исполнилось 87 лет.
Что при такой встречи Бхагат Сингх мне бы рассказал? И что я сам хотел бы услышать?
Я спросил бы конечно бы об ограблении поезда с имперскими деньгами в Какори. Той, которую так лихо провернула десятка боевиков Индийской республиканской ассоциации 9 августа 1925 года. Конечно, сказал бы, знаю, что ты, Бхагат Сингх, в нем не участвовал. Но расскажи о тех, кто участвовал, им то все равно. Их, как и тебя, второй раз англичане не повесят. Особенно об этих двоих, Раме Прасаде Бисмиле и Ашфакулле Хане. Индус и мусульманин, а экспроприацию вместе организовывали. У нас тут, знаешь ли, из-за религии народ бывает стреляет друг друга, а у вас все вместе классовых врагов давили. Есть чему поучится, одним словом. Ну и вообще, Бхагат Сингх, с религией интересно у вас обстояло. Ты сам ведь пишешь в своем эссе «Почему я атеист», что четверо твоих товарищей, казненных за экспроприацию в Какори, были верующими. Бисмиль состоял в Арья Самадж, Ашфакулла Хан – мусульманин, Ланджендра Лахири читал Бхагавад Гиту и Упанишады в последние свои дни, что делал Тхакур Росшан Сингх, ты не указываешь, но тоже что-то очевидно религиозное. А сам ты атеист. Нет, конечно же, главное вера в революцию и ненависть к врагам, и неважно, чем они продиктованы. Но расскажи все равно.
Я поинтересовался бы конечно о переименовании Индийской республиканской ассоциации в Индийскую социалистическую республиканскую ассоциацию в 1928 году. Почему название тогда поменялось – задал бы Сингху вопрос. Неужели так важно было именно слово «социализм» подчеркнуть? Манифест 1929 года не бы забыл похвалить конечно. Хорошая в нем идеология отражена, социально-революционная. Всеобщее восстание, воля к революции как часть человеческой природы, смерть империализму, угнетателям и бюрократам, все верно. Но самое лучшее в Манифесте, это его начало. «Для почвы, на которой взойдет Свобода, необходима кровь мучеников» — и сразу всем понятно, что шуток тут не шутят.
А как вы того мусорка имперского привалили, а Сингх? Ну в самом деле, английский золотопогонник этот, Джон Саундерс, решил, что можно митинги разгонять, демонстрантов дубинками убивать, что все это с рук сойдет. Максимум, что случится – Махатма Ганди призовет соль не покупать. А ты Саундерса этого свинцом нашпиговал прямо перед главной мусарней Лахора. Ай да молодец ты, Бхагат Сингх!
И вот насчет акции той, что в парламенте вы устроили, расскажи тоже. Ведь ты же знал, что это арест и неизбежная виселица? Ведь вы никого даже не убили, когда парламент захватили. Только прокламации раскидали. Бомбы же ведь совсем слабые были, и не для убийства вовсе предназначенные, вроде наших петард. Ты ведь в курсе был что это самопожертвование. И все равно думал, что так можно начать восстание в Индию? Знаешь, я ведь сам давно когда-то, уже больше десяти лет назад, похожими вещами увлекался. В здание там государственное забежать, забаррикадироваться, листовки раскидать, и ждать, когда менты примут. Смотри, я даже чем-то похож с тобой немного, а? Меня правда не повесили, как видишь…
Дальше что было, и так мне известно. Хотя все равно про вашу многодневную голодовку с требованием признания статуса политических заключенных, про пытки, про суд — расскажи, если хочешь. Про то, как ты старался написать как можно больше статей и сочинений в последние месяцы перед виселицей. И тебе ведь удалось. «Почему я атеист» до сих пор читают, и народу нравится.
Вот о чем я хотел бы спросить индийского революционера Бхагата Сингха казненного в Лахоре 23 марта 1931 года вместе с Шиварамом Ладгури и Сухдевом Тхапаром, двумя другими участниками Индийской социалистической республиканской ассоциации. Сингх, которому было тогда всего 23, помимо всех вышеперечисленных революционных подвигов прославился фразой «Пока Индия несвободна, моей невестой будет Смерть», и тем, что называл терроризм «русским методом», в память о максималистах, анархистах, эсерах, шедших с бомбами против российского царя.
Преодолеть временные барьеры – это мечта, в земной жизни нереализуемая. И под солнцем никому из нас с Бхагатом Сингхом не поговорить. Но может быть, говорить и не надо, а ответы на все вопросы можно найти в самом себе? Может быть, эти ответа — это та самая тлеющая искра, которую боевики Индийской социалистической республиканской ассоциации называли «волей к революции»?
Алексей Макаров