Программа 4/20

В дискуссионных целях публикуем статью нашего товарища Дмитрия Рукавишникова.
420

4/20

Основное назначение прогресса – служить освобождению человека. На протяжении всей своей истории человечество непрестанно изобретало и улучшало орудия труда, чтобы облегчить его. В дальнейшем цивилизация пошла по пути увеличения производительности за счёт высвобождаемого свободного времени, то есть – превышение прилагаемых трудовых усилий сверх необходимости. Скачкообразное увеличение производительности труда было побудительным мотивом и результатом каждой технологической революции.

Изначально излишки продукции использовались для накопления. Связано это было со слабой правовой системой, не защищающей собственность, слабо развитой агрономией и метеорологией и ряду других причин. В дальнейшем, со стабилизацией многих факторов и развитием науки, издержки упали – но никто и не думал снижать трудозатраты. Результатом был взрывной рост потребления у имущего класса. Побочный эффект виден до сих пор: Версаль, Петродворец, и многие другие дворцовые ансамбли – это обычные понты. Только ОЧЕНЬ дорогие. Стоимость дворца могла составлять бюджет государства за несколько лет.

Нарождавшаяся буржуазия развлекалась «пожиже». Именно ей мы обязаны Ренессансом и расцветом искусств по всей Европе. Он также стал возможным благодаря росту частного потребления. На свои дворцы короли предпочитали занимать деньги у подданных. Разумеется, нередки были случаи, что эти долги не отдавались. А особо требовательного кредитора могли и в тюрьме сгноить.

Отказать королю в кредите было невозможно. Поэтому был создан рынок предметов искусства, которые сами по себе были своего рода копилками. Они были ликвидны, но брать их в кредит не имело смысла. Таким образом, скульпторы и живописцы помогали буржуазии сохранить накопленное.

Но далеко не каждый «городской житель» был готов влачить существование среди дорогих предметов роскоши. Буржуазия, начав своё формирование, как класс, должна была завоевать себе место под солнцем. Ей была нужна правовая система, которая защитит её собственность от посягательств. Соответственно, ей был нужен контроль над властью.

Уже стал формироваться слой людей, которые осознавали, что капитал должен работать. Причём работать – не в банкирском смысле, не за счёт ростовщичества, а напрямую. Технологическая революция открыла перед буржуазией невиданные возможности.

Буржуазия использовала свой шанс. Однако машинное производство отнюдь не послужило облегчению труда – напротив, привело к усилению эксплуатации. Буржуазия не собиралась тратить деньги впустую: каждая монета должна была принести сотни, тысячи процентов прибыли.
Пролетариат сумел щёлкнуть буржуазию по носу в 1917 году. Но буржуазия оправилась от щелчка. Сто лет не прошли даром: усилилось расслоение внутри самого буржуазного класса, фактически выделился отдельный класс мега-олигархов. 1% населения земли контролирует 80% богатств. А это 50 миллионов человек, между прочим. А вовсе не два десятка старцев из «Бильдерберга».

Усиление концентрации капитала была предсказано ещё Адамом Смитом. Она сопровождается и фактически завершившейся глобализацией. Финансовые интересы отдельных игроков значат намного больше, чем вымышленные «национальные» интересы. Точнее – они объявляются национальными. В рамках этой парадигмы продолжаются войны, людей сталкивают лбами. Ради подъёма патриотических чувств в отдельно взятой стране, который позволяет находящимся там наёмным менеджерам оставаться у власти. Ради того, чтобы обосновать усиление эксплуатации. Ради военных и «восстановительных» заказов. Война – это выгодное предприятие.

Одной из уловок, с помощью которой пытаются оправдать усиление эксплуатации в условиях НТП, является исследования, которые показывают снижение производительности труда. На самом деле уровень технологического развития в мире давно уже не требует тех трудозатрат, которые фактически прилагаются. В мире выпускается по ряду позиций больше продукции, чем может быть приобретено. Бездумно губится природа, впустую тратятся невосполнимые и трудновосполнимые ресурсы. А, главное – фактически напрасно тратится жизнь людей, которые, выбиваясь из сил и тратя свои лучшие годы, при этом удосуживаются только жалких крошек со стола хозяев жизни.

Несмотря на заинтересованность отдельных капиталистов в новациях (поскольку они служат увеличению прибыли и/или снижению издержек), система в целом в них не заинтересована. Для поддержания стабильности капиталистической системы уровень безработицы в ней не должен быть слишком высоким. В результате появилось огромное количество видов деятельности, не только не приносящих никакой пользы обществу, но и, в ряде случаев, являющихся прямой нагрузкой на экономику.

Рабочий день может быть сокращён вдвое при условии ликвидации безработицы и экономически необоснованных профессий, типа охранников, маркетологов, мерчендайзеров, рекламных и страховых агентов и ряда других. Необходимо кардинальное сокращение количества чиновников, превысившее все разумные пределы (напомню, в современной России чиновников разного уровня в 2,5 раза больше, чем было в СССР, с его Госпланом и партийным аппаратом). Необходимо сократить личный состав силовых структур. Всё это – трудовые ресурсы, которые используются крайне нерационально. Примечательно, что люди, занятые в подобных видах деятельности, отнюдь не являются бездельниками. Подобно белке в колесе, они вкладываются в свою ненужную работу, что называется, «по полной», в результате чего испытывают физическое и нервное истощение.

Но я предлагаю идти дальше: нужно ликвидировать само понятие «работа», которое происходит от слова «раб». Мы должны освободить труд из вековых оков.

Соответственно, не должно быть и заработной платы. Мы полагаем разумным посвящать труду на благо общества четыре часа в день. Четрырёхчасовой рабочий день обязателен для каждого трудоспособного члена общества. Взамен каждый получает право пользоваться всем, чем общество располагает: здравоохранение, включая санаторно-курортное обслуживание, образование, включая высшее, жильё, трёхразовое диетически выдержанное и разнообразное питание, культурные и досуговые учреждения и так далее. Данный комплекс благ является социальным минимумом; право на него признаётся неотъемлемым. Поскольку технологический прогресс является относительно постоянным процессом, социальный минимум будет периодически пересматриваться в сторону увеличения, как по объёму, так и по содержанию благ, предоставляемых обществом своим членам.

Социальный минимум, разумеется, предоставляется бесплатно. Таким образом, введение подобной системы предполагает существенное сокращение денежного обращения. Но речь не идёт о полной его отмене. Люди, которым недостаточно социального минимума, могут трудиться и больше четырёх часов. За это они получают КИТ – компенсацию за избыточный труд, которую ещё предстоит рассчитать. Данные денежные средства могут быть свободно потрачены по усмотрению человека.

Таким образом, реализация программы 4/20 позволит вдвое сократить время, которое человек тратит на обеспечение себя всем необходимым. Высвобождающееся время может быть потрачено человеком любым способом по его усмотрению: на творчество, культурно-массовую и физкультурно-спортивную деятельность, дополнительное образование, чтение книг, посещение театров, общение в различных формах и так далее, в зависимости от потребностей индивида.

Разумеется, необходимо дальнейшее развитие науки и технологий, вплоть до полного избавления человека от необходимости тяжёлого труда. Как пелось в известной песне, вкалывают роботы – счастлив человек. Уверен, это дело самого ближайшего будущего. Но, чтобы открыть дорогу к этому будущему – необходимо изменить саму общественную систему. Необходимо осознать, что главная задача экономики – служить удовлетворению потребностей человека, а не созданию потребностей, которые не могут быть удовлетворены. Всестороннее творческое развитие человеческой личности является необходимой предпосылкой к решению задач, стоящих перед человечеством. А такое развитие невозможно, пока человек тратит львиную долю своей жизни на заботу о пропитании.

Программа 4/20 – конкретное и чёткое предложение обществу. Она может и должна стать той самой позитивной программой, в отсутствии которой оппоненты так часто упрекают левых. Она содержит в себе чёткий критерий достижения поставленных задач. Она представляет собой короткую, но очень ёмкую формулу, содержание которой легко раскроет любой желающий. Она легко представима в символьном и графическом плане и будет понятна на любом языке. В рамках программы может быть представлена детализация и конкретизация для любого уровня понимания и планирования будущего, от обывательского до научного.

Разумеется, указанная программа неполна. Её внедрение потребует коренного пересмотра всей системы общественных отношений, и выходит за социально-экономические рамки. Множество вопросов требуют «встраивания» в данную парадигму, и они ещё ждут своих ответов. Какие-то из этих ответов прямо следуют из программы, какие-то – допускают вариативность решений. Для того, чтобы программа зажила и засверкала всеми гранями готовой к внедрению концепции, нужна широкая дискуссия с привлечением специалистов из различных областей знания и большая работа по её доводке.

Эта работа необходима, поскольку реализация программы позволит добиться реального освобождения человека. Программа 4/20 – ключ к реальному социализму и действительно светлому будущему.